среда, 29 августа 2018 г.

ФЕНОМЕН ТРЕТЬЕКЛАССНИКА: ЭТО НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ


Ах, как хочется накануне 1 сентября сказать детям: "Все будет хорошо!" Как хочется, чтобы этот год был для них легким и радостным, чтобы мои уже почти взрослые ребята сдружились еще больше! Но впереди нас ждут не только игры, смех и веселье. Нас ждет, прежде всего, работа. А вот чего же ждать родителям от своих третьеклашек?
ФЕНОМЕН ТРЕТЬЕКЛАССНИКА: ЭТО НАДО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ 

Третьеклашки уже не понаслышке знают о том, что такое школа, их ожидания строятся на личном опыте, а не на восторженных и оторванных от жизни впечатлениях, как у первоклассников. Родители юных третьеклассников как правило, достаточно спокойно встречают «День знаний». Они, эдакие «школьные морские волки», уже пережили сложный первый год обучения, когда все в новинку, «с ног на голову». Часто родители полагают, что для их умного и талантилвого ребенка все проблемы уже остались позади. Он самостоятелен – без напоминания делает домашнее задание, собирает портфель и возможно даже ходит в школу и обратно без сопровождения взрослых. Совсем большой! 



Часто родители с самого начала пускают все на самотёк, слишком рано «расслабляются», не подумав, что у их ребенка, еще достаточно юного, могут возникнуть разного рода сложности. Как совсем новые, характерные для второго года обучения, так и «проявиться» старые, не решенные в первом классе проблемы. 
Чтобы не упустить некоторые проблемы из-под контроля, можно посоветовать первое время уделять повышенное внимание к учебной деятельности ребенка. Но не «давить авторитетом», а пристально наблюдать со стороны, чтобы иметь возможность быстро прийти на помощь, когда это будет необходимо, при этом не ущемляя самостоятельность ученика. 

📌 Первые отметки: учимся реагировать 

Одной из самых главных новинок, которые могут вызвать сложности, является введение системы отметок. В первом  и втором классе дети практически не получали отрицательной реакции на свою работу, кроме комментариев учителя на тему «надо лучше стараться». Сейчас же невнимательность, неаккуратность или неправильно понятый материал могут найти свое отражение в тройке, а то и в двойке. 

Очень важно заранее научить детей адекватно реагировать на отметки в своих дневниках. А для этого нужно начать с себя. Тройки и двойки, понятное дело, никого из родителей не обрадуют. Существует великий соблазн отругать ребенка за них, упрекнув в невнимательности, нежелании учиться, или, того хуже, вслух выразить сомнение в его умственных способностях. Путь, конечно же, тупиковый. Кому будет польза с того, что получивший «пару» или «трояк», а то и «четверку», ребенок будет лить горькие слезы в гардеробе, боясь предстать перед строгими очами родителя. По возможности, повинуясь инстинкту самосохранения, он будет утаивать свои проблемы, отметки и сложности от мамы с папой, чтобы не получить лишний раз порицание. 

Поэтому гораздо более конструктивный путь – в начале пути объяснить ребенку, что отметка, выставляемая учителем: 

1. Оценивает определенное задание, качество его выполнения. А вовсе не ставит пожизненный диагноз интеллекту ученика. То есть двойка за решение задачи по математике говорит о том, что ты не справился именно с этой задачей, а не то, что ты «дурак полный и 3 к 2 не можешь прибавить». 

2. Плохая отметка ставится учителем не из вредности, не со злости. Он не стремится наказать ею ученика, лишь дать понять, где именно находятся слабые стороны. Какой материал нужно повторить, разъяснить, довести до понимания. 

Ответственно реагировать на плохую отметку надо не пустыми горькими слезами и не полным безразличием. А сделать самую настоящую работу над ошибками, разобраться в материале с родителями или подойти за разъяснением к учителю. И тогда в будущем не заставят себя ждать долгожданные заслуженные пятерки. 

3. Отметка – это не приговор. Сегодня ты можешь получить тройку за решение уравнений, потом поработать хорошенько, и впредь щелкать похожие задачи, как орешки. Нельзя позволять ребенку примерять на себя «клеймо» двоечника или троечника. Он должен знать, что все в его руках, и стремиться к лучшему. 

И самое главное – отметка не должна стать для ребенка самоцелью. Учится он не для того, чтобы любым путем, включая обманный, получить «пятерку» и удовлетвориться этим. А для получения ЗНАНИЙ, которые объективно оцениваются авторитетными взрослыми высшим баллом. 

📌 Самооценка: не занизить и выровнять 

Вторая сложность третьеклассников таится в САМОоценке. Ребята, как правило, довольные своими успехами в первом и втором классе, еще не имели количественной оценки своей работы, результатов труда. Они и так прилагали много усилий к учебе и на самом деле научились многим интересным и значимым вещам – письмо, чтение, основы математики. Первоклассники заслуженно собой гордились по этому поводу. 

На втором году обучения появляются отметки, и ребенок уже достаточно зрел, чтобы начинать сравнивать свои успехи с успехами одноклассников. И не всегда это сравнение их радует. В этом возрасте закладываются основы самооценки личности не только в плане способностей к учебе, спорту, труду (тем дисциплинам, которые изучаются в школе), но также и в плане популярности у сверстников, интереса для ровесников, собственной внешности. Психологи даже выделяют это в отдельный феномен, названный «феноменом вторых классов». 

Установлено, что, как правило, самооценка школьника (в плане учебы) в этом возрасте оказывается несколько заниженной по сравнению с первым и вторым годом, и начинает выравниваться к третьему классу. Дело в том, что ребенку не всегда понятны критерии взрослых и ровесников, по которым они оценивают его самого и друг друга. Ощущая потребность в самооценке, самоидентификации, он часто впадает в крайности, то считая себя лучшим, то – хуже всех. 

Чтобы облегчить для ребенка этот период, надо стараться чаще заводить разговоры о различных отметках, сравнительных характеристиках кого-либо. Подойдут и литературные герои и общие знакомые. Также вы можете значительно снизить напряженность, рассказав истории из собственной биографии. Поделиться своим опытом. Может быть, рассказать о первой своей тройке, о том, что вы чувствовали, как были расстроены, и как вышли из этого неприятного положения. Лучше, если ребенок будет считать родителей не непогрешимым ангелом-отличником, на чьем фоне он выглядит более чем бледно, а вполне «земным» персонажем. Которому можно довериться и получить совет. А не только испытывать боязнь не соответствовать ожиданиям. 

Примерно в это же время закладывается фокус контроля, который может быть внешним (ориентация на оценки окружающих) и внутренним (ориентация на собственную оценку себя). Самооценка множества взрослых болезненно зависит от мнения окружающих. Это не совсем правильно, и не способствует полному самораскрытию. Корни проблемы, как и многих других, лежат в детстве. Чтобы избавить своего ребенка от таких досадных неприятностей в будущем, начинайте прямо сейчас учить его вырабатывать собственную шкалу системы ценностей во всем, включая учебу. Никогда не сравнивайте успехи ребенка с успехами других детей. Это лишь вызовет болезненную неуверенность в собственных силах, которая со временем будет лишь закрепляться. 

В плане учебы также могут возникнуть определенные сложности. В первый класс приходят дети с различным уровнем подготовки, но все-таки каких-то специальных знаний для поступления в обычную школу не требуется. Дети учат буквы и цифры «с нуля», несмотря на то, что многие к этому времени неплохо читают и умеют решать простые примеры. Старт третьеклассника отличен тем, что программа опирается на определенный необходимый уровень умений и знаний, которым ребенок должен был овладеть к окончанию первого и второго класса. И если в прошлом году какая-то тема «обошла стороной», потому что ее не поняли, пропустили, «проболели», и это не стало вовремя заметно, то проблема может проявиться на втором году обучения. 

Чтобы избежать такого рода сложностей, родителям ребенка следует внимательно следить за его успехами, анализировать полученные отметки, делать вместе работу над ошибками до тех пор, пока не будет очевидно, что тот на самом деле разобрался в теме. 

Даже если кажется, что ваш третьеклассник – совершенно самостоятельный, способный к бесконтрольной учебе ребенок, не стоит слишком уж «ослаблять поводья». Мы должны все время находиться рядом и «мониторить процесс», чтобы вовремя прийти на помощь. В начальной школе учителя и родители в идеале должны научить ребенка учиться самостоятельно, быть собранным, трудолюбивым, ответственным и адекватно оценивать свои успехи. 
По материалам https://vk.com/detidoma


По материалам https://vk.com/detidoma

10 комментариев:

  1. Все верно, надо больше разговаривать и объяснять детям. Как же хочется на все это иметь больше времени. Ну мы стараемся ☺️

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вера Ивановна, ваша работа со Степой просто бесценна! Вы-одна из тех удивительных мам, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО разговаривают с ребенком, а не просто читают нотации. Спасибо за ваше воспитание сына

      Удалить
  2. Это точно. Третий класс очень сложный для ребенка. Спасают только беседы с ребенком.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Главное-не упустить момент. Дальше будет еще интересней. но только, если знаешь правила игры)

      Удалить
  3. Очень интересно раскрыт вопрос формирования самооценки ребенка. Хотелось бы, чтобы ребенок адекватно себя оценивал и не вырос невротиком с заниженной самооценкой) в этом поможет совместная работа родителей и педагогов. Спасибо за познавательную статью!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за ваш комментарий! Очень ценю внимание учителя к самооценке маленького человека: как просто его сломать в этом возрасте! И как важно поддержать!

      Удалить
  4. Устои в обществе таковы, что человек боится сделать ошибку и очень зря. Уже взрослым приходится учиться использовать ошибки и выносить уроки. Какой-то известный психолог, не помню кто, встречал со школы своих детей словами:"Дети, сколько вы сегодня сделали ошибок?" И если ошибок не было, день был прожит зря.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот именно поэтому у нас в классе нельзя услышать смех, если ученик ошибся у доски: все знают-он учится, а, значит, имеет право на ошибку

      Удалить
  5. Как хочется, чтобы самооценка у детей была адекватной, чтобы присутсвовала и разумная доля сомнений и уверенность в своих силах.
    Как говорит бессмертная фрекен Бок, какая это мука- воспитывать!
    Но мы будем стараться))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И я готова отдать руку на отсечение, что с такими педагогами, как вы, Ксения Владимировна, у нас все получится!

      Удалить