По мотивам выступлений


                     
Мастер-класс по теме
" Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка",
секция УМК "Начальная школа XXI века"


подготовлен
учителем начальных классов
Олексенко О.В.

2018 год


«…Непроверяемые написания составляют 30-35% по отношению к проверяемым. Эти цифры говорят о
необходимости и значимости работы с такими словами.»
О.Н. Левушкина

В соответствии с требованиями ФГОС НОО особое внимание уделяется формированию навыка функциональной грамотности.
косвенным образом на падение грамотности указывает внесение изменений в организацию итогового сочинения: с 2014 года было разрешено использовать орфографический словарь в процессе написания сочинения. О низком уровне грамотности (в частности, о недостаточном освоении словарных слов) у школьников и общества в целом, свидетельствуют данные «Тотального диктанта» 2017 в Краснодаре ,  на котором оценку «отлично» получили менее 7 % участников. При этом огромное количество человек сделали ошибки в словах «мороженое» и «коньяк». Если слово коньяк, написанное с ъ, навело организаторов на мысль, что это гендерная проблема: большинство писавших диктант-девушки, которые не сталкивались с напитком ( хотя оправдание сразу скажем, не очень), то слово «мороженое» изучается в разделе словарных слов во 2 классе. Данные результаты указывают на общее понижение уровня грамотности учеников и в том числе на наличие трудностей при написании словарных слов.
Наблюдения показывают, что учащиеся, окончившие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Причинами могут быть следующие моменты
1)      работа над орфограммами ведется на уроках изолированно и бессистемно
2)      при знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается только списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку
3)      особенностри памяти младшего школьника: на этапе знакомства и нескольких последующих уроков дети достаточно хорошо запоминают и пишут правильно слова с непроверяемыми орфограммами, а спустя время, встречая эти же слова в письменных работах, допускают ошибки.
Традиционно на уроках используются следущие методы и приёмы работы со словарными словами:
-          знакомство с новым словарным словом;
-          запись слова с проговариванием;
-          подбор однокоренных слов;
-          подбор синонимов и антонимов  (одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является подбор синонимов и антонимов; например, синонимы: автомобиль-машина; антонимы:   вверх- вниз);
-          составление словосочетаний с данным словом;
-          составление предложений со словарными словами (при этом виде работы закрепляются навыки правописания, обогащается словарь учащихся и усваивается синтаксический строй речи);
-          составление словариков (все новые словарные слова следует записывать в словарики, где в словах дети указывают знак ударения и подчеркивают трудные орфограммы);
Получается, что в традиционном подходе упор делается на механическое запоминание словарных слов и орфограмм в них путем многократного повторения этого слова в различных упражнениях. Здесь задействованы такие виды памяти ребёнка как: слуховая - запоминании на слух фонем в морфемах, зрительная - письмо по слуху и при списывании, речедвигательная (кинестетическая) - послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого закрепляется фонемный состав изучаемого слова в мускульных движениях органов речи, и моторная - многократная запись одного и того же слова. Однако, такое запоминание, не подкрепленное привлечением образной и словесно-логической памяти, не даёт прочного и длительного сохранения информации в памяти .
Отсюда следует, что для успешного запоминания слов с непроверяемыми написаниями, необходимо наряду с традиционной моделью передачи знаний, ввести нетрадиционные методы и приёмы изучения словарных слов, которые будут направлены на развитие памяти и активизацию  мыслительной деятельности учащегося.
Именно поэтому важно найти новые эффективные пути запоминания словарных слов
По мнению Д.Н. Богоявленского, «учащиеся должны осмыслить не только «как» пишется слово, но и «почему». Только такое осмысление бывает сознательным и надёжным»
Использование этимологического анализа на уроках русского языка при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит обучение орфографии на научную основу. При этом оказывается задействованным сознание ребёнка, благодаря чему словарно-орфографическая работа становится более эффективной. Но при этом  необходимо чёткое разграничение этимологического анализа с морфемным анализом во избежание неверного морфемного членения слов.
Т.Г. Рамзаева отмечает: «Орфографическое проговаривание сопровождает списывание текста с учебника или с доски и способствует запоминанию слов, особенно с непроверяемыми орфограммами». Но при этом, применение метода орфографического чтения требует поэтапного осуществления и подготовки, он ориентирован на механическое запоминание написания слова, что не вполне соответствует требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения. При использовании данного метода ученик не является субъектом собственной деятельности, он вынужден заучивать правильное написание слова.
Не могу сказать, что на своих уроках я делаю то, что никто и никогда не делал, но, считаю, что комплексный подход в изучении словарных слов несет в себе некое рациональное зерно, которым и хочу поделиться.
Одним из приемов, которым широко и много пользуюсь, является прием из мнемотехники.
Мнемотехника (от греч. mnēmē — память и téchnē — искусство, мастерство) - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций, это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации
Применение мнемотехники дает возможность продуктивного переключения, «отвлечения» от науки на уровень житейских ассоциаций, игры воображения и фантазии.
Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.
Основная мысль приема: ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком и иметь не вызывающую сомнения букву «опасную» в данном слове. Ассоциативная связь может быть по цвету, месту расположения, форме, звучанию, действию и т.д. То есть мы образно  выделяем орфограмму, делаем ее ярче. «Усиление» идёт за счёт образного представления материала, путём выстраивания сюжетной линии запоминания, сочинения своеобразных рассказов, сказок…
Элементы же этимологического анализа вводятся в работу с русскими словами, простыми по структуре. Частыми в употреблении и доступными учащимся по происхождению (берёза – восходит к слову белый, пирог – к исконному пир).
Кроме того, в работе со словарными словами пригождаются и приемы из эйдетики.  Эйдетика включает в себя систему игровых упражнений, которые направлены на развитие памяти, внимания, воображения. В играх и упражнении используется присущая каждому ребёнку способность к воображению. При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти. Приёмы эйдетики можно использовать непосредственно на уроке. Для этого и существуют игры: «На что похоже буква», «Превращения слов», «Как образуются слова», «Дорисуй букву». Таким образом у нас изучается слова: суббота, солнце др.

Такой комплексный подход к изучению словарных слов полностью соответствует требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, так как ученик при использовании данных приемов изучения словарных слов является субъектом своей собственной деятельности, он подбирает ассоциации, ориентируясь на свой опыт,  организуется активная мыслительная работа, требующая установления сходства и различия, выявления причинно-следственных связей
«Словарная работа — это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с I по Х класс»,— писал известный советский ученый-методист А.В. Текучев.


Помощник в запоминании
словарных слов для 1 класса «Школа 21 века»
Адрес- ЕСТЬ у всех
город - ОРО
деревня- ДЕРЕВО
дорога- ОРО
до свидания- до СКОРОГО свидания, ВИДеть, и Я иду на свидание
картина- на картине КАРТА
класс- в классе ТСС!
корова-ОРО
медведь- МЁД
Москва-главный ГОРОД
пожалуйста- просим, пожалуй
ребята-ДЕТИ
рисунок-РИС
Россия-САМАЯ СИЛЬНАЯ
собака-СОНИ
спасибо-СПАС БОГ
ученик-ученик занимается УЧЕНием
учитель-УЧИТ
фамилия-достается нам от ПАПЫ и МАМЫ
язык-Я показываю ЯЗЫК


Помощник в запоминании
словарных слов для 2 класса «Школа 21 века»
Автобус-АВТО (САМ)
Автомобиль- АВТО (САМ), мОбиль или мОщь
Апрель-а апреле пАхнут цветы
Берёза-белая
Быстро-едет колесО
Вдруг-вдруг у друга встретил друга (друзья ходят вместе как буква В и ДРУГ)
Весело-Очень весело, в слове прячется слово СЕЛО
Ветер-ВЕЕТ
Вокзал- ВОКруг ЗАЛ
Воробей-ОРО
Ворона- ОРО
Воскресенье-ВОСК, воскрЕс
Вторник-день ТОРа
Вчера-вчерашний дЕнь
Герой-ГрЕция, смЕлый
Дежурный-дети
Декабрь-прАздник
Дятел-ЕЛ
Завтра-А, сделаю завтра
Завтрак-РАК
Заяц-Я заЯ
Здание- у здания стЕны
Здравствуй-здраВие
Земляника-зЕмли, земля Ники
Иней-бЕлый
капуста-КАПнула вода
карандаш-слово КАРА (пер.:чёрный), АРА
квартира-в квартире КВАкают
кино-надо вИдеть
кинофильм-учим сложные слова:нету в них ни и, ни а
компьютер-кОмп, Есть у меня
коньки-КОНЬ
корзина-круглое днО
космонавт-кОсмос
космос-иллюминатор круглый
Красная площадь-главная площадь
Лестница-лезть, падать вниз
Лопата-лОпнула
Машина-МАШИна машина
Месяц-Я родился в …месяце
Мечта-есть у каждого
Молоко-два круглых ведра
Мороженое-ОРО, много мороженого нельзя, поэтому одна буква н
Мороз-ОРО
Московский Кремль-высокие стены
Народ-НАш
Ноябрь-Очень Яркий
Обед-тарелка круглая
Облако- ЛАК, круглое, как О
Овощи-О, ВО, какие ЩИ
Одежда-Очень теплая Одежда
Однажды-Очень давно
Октябрь-Осень
Отец-Очень люблю
Пальто-пАпино
Пенал-англ.:pen
Платок: ПЛАТ
Поляна-ПОЛе
Понедельник-Боже, НЕЕЕТ, понедельник
Посуда-круглая
Праздник-дома
Пятница-в пятнИцу у нас ИЗО
Работа-раб
Родина-род
Русский-Самый Суперский
Сегодня-дЕнь ЕГОра
Сентябрь-Есть школа
Скоро-ОРО
Соловей-СОЛО
Сорока-ОРО
Сосед-СОнин
Среда-СРЕДний день
Столица-СТОЛьный град, СТОЛ государя
Суббота-в зоопарке два жирафа
Телевизор-ЕЛЕ видно
Телефон-ЕЛЕ слышно
Тетрадь-в клЕточку
Товарищ-тОчно не подведет
Ужин-УЖИ на УЖИн
Улица-ЛИЦА на улице
Февраль-вЕтер
Хорошо-хорОший,ОРО, ХОРоший ХОР
Четверг-четверо суток
Что-чихаю только осторожно
Чувствовать-ВОВА ворчит, но чувствует
Щавель-Ща
Ягода-круглая
Январь-я люблю 1 января)






Комментариев нет:

Отправить комментарий