понедельник, 5 ноября 2018 г.

Памятка для родителей «Как помочь ребенку, испытывающему трудности в обучении»


Подготовлена по материалам психологических изданий
Правило первое. Ребенок должен быть уверен в безусловной любви родителей. Это не должна быть та любовь, за которую ребенку придется расплачиваться хорошей учебой, помощью по дому. Любите ребенка таким, какой он есть, за то, что он есть. Он должен знать, что он рожден не для того, чтобы выполнить со временем ваши ожидания от него, а для того, чтобы стать человеком с чувством собственного достоинства.
Правило второе. Ребенок должен быть уверен, что он находится под защитой, но не под колпаком. Он должен знать, что вы рядом, но не составляете с ним единое целое. Будьте всегда открыты и доступны для ребенка. Он должен знать, что всегда сможет обратиться к вам за помощью, что вы ему не откажете, не отвернетесь и не заставите решать самостоятельно трудные для него задачи.
Правило третье. Ребенок должен иметь право на ошибку, и возможность ее исправить, не получив за это оскорбление или незаслуженное наказание. Помогите ему осознать ошибку и исправить ее. Пусть ребенок не боится ошибаться, ведь это процесс познания, а ошибку можно и исправить, и предупредить ее появление в будущем.

Правило четвертое. Вам нужно выработать в общении с ребенком позицию общения на равных, не с высоты своего возраста и, не заискивая, возвышая свое чадо и делая из него кумира семьи.


Правило пятое. Позволяйте ребенку решать свои проблемы самостоятельно, не встревайте в детские разборки, не спешите переводить его в другую школу, если не складываются отношения со сверстниками или с учителями. Иначе ребенок не только не научится видеть ситуацию и искать пути выхода, но и не будет добиваться достижения успеха, и тогда главным мотивом станет мотив избегания неудач, уход от проблем, а не их решение. Тем не менее, ребенок должен быть уверен, что вы его поддержите и дадите совет (правило второе).
Правило шестое. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, старайтесь делать акцент на личных качествах ребенка, учите ребенка оценивать себя и свои поступки, пусть он чаще смотрит на себя со стороны, учится видеть и чувствовать эмоции других людей и адекватно оценивать ситуации. Потому что если ребенок будет себя постоянно с кем-то сравнивать, он попадет в зависимость от оценки окружающих, а она, как правило, очень субъективна.
Правило седьмое. Учите своего ребенка доводить начатое до конца, но если ребенку какая-то деятельность не по душе, не давите на него, что все это нужно непременно доделать и идти именно по этому пути. Особенно это важно в подростковом возрасте, когда идет становление интересов и выбор профессии, поэтому, чем ребенок больше попробует себя в разных видах деятельности, тем больше шансов, что в дальнейшем он сделает правильный выбор.
Правило восьмое. Уважайте своего ребенка и то, что он делает, о чем мечтает, к чему стремится. Не смейтесь и не требуйте от него изменить решение. Если уж выбор ребенка вам не по душе, найдите слова, которые докажут вашему ребенку, что это не совсем то или не совсем правильно. Не только вы учите ребенка, но и он вас пусть чему-то научит (какой-то игре, спортивному приему, необычно бросать мяч или сплести фенечку).
Правило девятое. Сосредоточьте свое внимание на том, что у ребенка получается хорошо, хвалите его. Оценка должна быть адекватной, похвала вовремя и по делу.
 Воспитать в ребенке уверенность – дело непростое, и все эти правила – это не только правила для развития чувства собственного достоинства. Они затрагивают все сферы общения и взаимодействия с ребенком, и в первую очередь с вами, родителями. Уверенность в том, что тебя любят, понимают и принимают таким, какой ты есть – вот залог уверенности в себе и в своей будущей жизни.
Основные приемы, которые могут применить родители,
чтобы помочь детям учиться лучше
Трудности
Помощь
Плохой почерк, двигательная неловкость, нескоординированность, несобранность
Спортивные упражнения, занятия танцами, игра на фортепиано, лепка, рисование.
Специальные упражнения (пальчиковая гимнастика, мозговая гимнастика)
Плохая ориентация в пространстве, путают право-лево, счет дается с трудом
Конструкторы, разрезные картинки, рисунки, симметричные узоры, разнообразные орнаменты, составление планов местности, помещения.
Специальные упражнения на временные и пространственные последовательности, ориентацию на листе бумаги. Часы. Употребление предлогов.
Воображение – слово наоборот. Цифра – до и после названной и т. д.
Нарушения внимания, отвлекаемость, импульсивность, «не сидит на месте»
Старайтесь придерживаться четкого распорядка дня, так, чтобы время приема пищи, выполнения уроков и сна соответствовало этому распорядку.
Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания
Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны занятия спортом, длительные прогулки, игры на свежем воздухе.
Избегайте повторения слов "нет" и "нельзя".
Старайтесь говорить сдержанно и спокойно.
Специальные упражнения на концентрацию внимания, любые игры с четкими правилами.
Плохая память
Повторение слогов, слов, фраз.
Запоминание смысловых рядов. Расположение фигур. Ассоциации.
Образное представление того, что требуется запомнить, создание рисунков, отражающих выучиваемый материал.
Плохо развита речь, не умеют пересказывать, с трудом пишут изложения и сочинения
Развитие диалога, совместное чтение, домашний театр, «интервью».
Скороговорки, игры в слова, угадывание слов по признакам, обобщающие слова, противоположности
Не понимают материал, плохо успевают по основным предметам
Поощрять увлечения ребенка, развивать его интересы, стараться пробудить в нем вкус к умственной деятельности.
По силам родителям и развивающие занятия – загадки, кроссворды, ребусы, всевозможные игры в слова, настольные развивающие игры.
Нельзя проявлять недовольство по поводу учебной неуспешности ребенка. Принимайте личность ребенка в целом, продолжая его любить и поддерживать.

по материалам психологической службы гимназии № 1532 г.Москва

10 комментариев:

  1. Замечательная статья, актуально! Родителям на заметку

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Людмила! Очень хочется быть полезной

      Удалить
  2. Очень полезный материал! Спасибо за публикацию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Иногда так хочется, чтобы кто-то взмахнул волшебной палочкой и научил, как найти подходы к своему ребенку... Но, увы... Порой нужно учиться именно руководствуясь советами педагогов и психологов

      Удалить
  3. Ценная информация! Можно использовать как памятку для родителей

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, пусть эта информация послужит в подготовке родительских собраний

      Удалить
  4. Ответы
    1. Буду рада, Дарья Анатольевна, если пригодится в работе с родителями

      Удалить
  5. Вот мне интересно как на это реагируют современные родители?? Прочитали и забыли? Почти все эти правила противоречат родительским устоям. Надо обругать чтобы понял! Надо наорать если не понял! Всыпать «по первое число»!
    Или ещё лучше!. Есть фразы, которые говорят родители, когда видят ошибку: «А о чём ты думал?» или «Где была твоя голова?» Хочется спросить: «родители, а что вы хотите услышать в ответ на свой вопрос?» Вы думаете, ребенок специально сидел и думал о майнкрафте и он должен в этом признаться?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Правда, кажется, странно, что большинство этих вопросов -риторические? И ведь они, фактически, адресованы родителями (да и учителями)самим себе...

      Удалить