Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Тему этой публикации можно охарактеризовать одной фразой с
двумя значениями: ”Между молотом и наковальней”. Так говорят о ситуации, к выходу из которой ведут два
пути и оба не самые простые.
А вот второе значение эта фраза принимает, когда узнаешь,
что на телевидении есть одноименная передача, где в жёстких временных рамках и почти полевых условиях
кузнецу нужно выковать из заготовки
практически шедевр кузнечного дела. Итак, тема выступления, охарактеризованная таким образом- Работа с родителями.
Сейчас актуально говорить о личных
границах и их нарушениях. Именно с
выстраивания личных границ и следует начать работу с родителями. Как это не
звучит смешно, но многие взрослые люди даже не догадываются о том, что нельзя
звонить учителю в районе полуночи с
целью уточнить: «Какие именно шишки для поделки нужны?». Или эти же взрослые
могут искренне полагать, что звонить нельзя, а писать в мессенджерах- можно.
Всего этого можно избежать, если при первом знакомстве предоставить максимально
исчерпывающую информацию о себе, о школе и ее требованиях (причем, буквально
поурочно), о правилах поведения в школе. Не лишним будет предоставить
информацию о правах и обязанностях, как ребенка, так и родителей. При
предоставлении этих моментов, причем с указанием их юридического закрепления в
документах, есть родители, которые искренне удивлены, что у них и у ребенка,
помимо прав, есть еще и обязанности.
(При подготовке материалов руководствовались
следующими документами:
✅Конституцией РФ
✅Законом РФ «Об образовании»
✅Типовым положением об общеобразовательном учреждении
✅ Трудовой кодекс РФ
✅ Семейный кодекс РФ)
Возникает логичный вопрос: нужно ли эту
информацию проговаривать или нужно дать в виде распечатанного текста? В этом
случае рекомендуется проговорить информацию, практически дублируя те записи,
которые вы предоставите родителям в напечатанном виде. Это нужно для того,
чтобы родитель мог обратиться к данному тексту, вспомнить речь учителя. Естественно, после подобной работы, необходимо
ответить на обязательно возникающие вопросы.
Однако, если в условиях короновирусной
инфекции и ограничительных мер нет возможности провести полноценное
родительское собрание, то, пользуясь современными технологиями, можно найти
выход. Например, такой, как этот интерактивный информационный лист:
Таким образом, можно ознакомить родителей с выдержками из устава
школы, с рекомендациями по использованию телефонов на уроках, с расписанием
работы служб школы и т.д. Наполнение листовки каждый подбирает под себя.
Кроме подобных листовок, никто не отменял и старые добрые
протоколы, которые, зачастую являются палочками- выручалочками в работе с
конфликтными родителями. Поэтому, в этом случае, мы уходим от технологического
прорыва, и снова ведем печатный протокол с возможностью его подписи. Одними из
самых удачных являются следующие варианты:
Перед нами типичная форма, позволяющая собрать и хранить
контактные данные родителей.
Данная форма позволяет протоколировать встречи с родителями. Для
учителя она является прямым подтверждением проводимой работы с родителями.
Следующая форма позволяет отразить то, что была или не была
проведена информационная работа с родителями, а также показывает способ
коммуникации и позволяет отметить результат и причину.
В случае выявления «сложного» ребенка, работа с родителями
которого должна проводиться непрерывно и длительно, удобно пользоваться этой
формой. Она предназначена для индивидуального анализа работы с семьей.
Этот протокол для меня стал своего рода находкой. Он позволяет
отразить всю индивидуальную работу с конкретным ребенком, увидеть столкновение
или согласование мнений родителей и учителя, зафиксировать этапы работы и их
характеристики.
Итак, подобные протоколы являются демонстрацией того, что работа
учителя с родителями ведется не на словах, а каждый шаг в них задокументирован
и может выступить в роли адвоката, в случае конфликтной ситуации.
При этом следует заметить, что вопросы взаимодействия семьи и
школы являются актуальными как для наших соотечественников, так и для
зарубежных коллег. Предлагаю обратить внимание на находки, которые можно
обнаружить в школах за рубежом.
-Опросы и анкеты для
сбора первичной информации о родителях,
детях, семьях. (Как и мы,
коллеги по всему миру собирают информацию в начале учебного года. Вопрос сбора
информации, пожалуй, больше всего тревожит наших родителей, потому что родители
зарубежных школ осознают: информация о родителях собирается исключительно для обеспечения
безопасности ребенка. Так, например, в американских щколах номера телефонов родителей сразу вносятся в
программу, которая оповещает семьи в случае чрезвычайных ситуаций.)
---Краткие информационные бюллетени-молнии. ( Подобные «молнии» мы
также готовим, например, на тему «Профилактика гриппа»)
-Выпуск информационных
бюллетеней для новичков (из опыта школ США) Для нас это необычная форма работы, хотя звучит она очень логично. Ведь
когда в школу приходит новенький, так здорово, если у него в руках появится
печатный путеводитель по школе, где будет наглядное знакомство с окружением,
правилами и традициями класса. Этот путеводитель сможет рассмотреть дома и
родитель. Так легко можно проложить мостик общения между школой и вновь прибывшими
учениками.
-Родительская библиотека - рекомендации по чтению книг разной направленности (художественная литература, литература по вопросам педагогики и психологии, детская
литература). Сейчас проходит этап получения массового педобразования путем
чтения постов в Инстаграм и других соцсетях. При этом чтение действительно
важного и толкового, того, что может реально помочь и вооружить знаниями,
остаётся за кадром. Вот почему создание такой библиотеки, пусть даже в
информационном виде, очень важный момент в работе с родителями.
- Школьный
календарь- справочник (из опыта
школ Канады) заслуживает
отдельной характеристики. Он выдается всем родителям в начале учебного года, а
освещены в нем следующие вопросы:
- расписание
основных школьных событий,
в которых приветствуется
участие родителей;
-
дни и часы консультации для родителей;
-
расписание работы столовой, медкабинета, библиотеки, приёмной, логопеда,
школьного психолога с указанием
координат для связи (телефон, почта и тд)
- расписание плановых экскурсий;
-дни каникул;
- - дни рождения одноклассников;
-правила школы в целом (выдержки из устава, например, о форме) и правила класса.
Наличие такого
календаря позволяет существенно сэкономить время учителям в течение всего года, а главное- позволяет родителям планировать свой график, принимая
во внимание общение со школой.
Однако, даже наличие такого мощного инструментария не дает 100%
бесконфликтного общения с родителями. В этом случае, нелишним будет
воспользоваться следующим психологическим инструментарием.
Во-первых, когда возникает любая непонятная ситуация с ребёнком,
не спешите делать выводы об ученике.
Нельзя говорить: «Ваш
ребёнок ленится, отвлекается, ничего не делает,
решите эту проблему».
Нужно обязательно проговорить с родителями: (Памятку о начале разговора хорошо бы хранить у себя в блокноте)
«Я не эксперт в жизни
вашего ребёнка, я вижу его
только в школе. Есть ряд проблем, которые меня волнуют, и
я бы хотела, чтобы мы с вами совместно
нашли пути решения проблемы. Ребёнок часто отвлекается, со своей стороны я
могу пересадить его поближе, подобрать какое-то интересное индивидуальное занятие, а что бы вы могли сделать
дома,
чтобы это положительно повлияло?
Давайте порассуждаем. А что бы вы мне посоветовали конкретно для своего ребёнка
? Вы не против, если я дам вам рекомендацию?»
Диалог всегда должен вестись в здоровом профессиональном ключе. Забудьте об оценочных суждениях.
Вы не воспитатель для родителя,
и вы не имеете права поучать
его. Но родитель
обязательно вас услышит, если
увидит в вас не «строгую учительницу
из своего прошлого», а партнера. Все диалоги лучше
записывать на диктофон, чтоб потом проанализировать себя.
Для анализа диалога с
родителем удобно пользоваться следующей схемой:
Схема анализа диалогов
1. Контекст (установление контакта)
-
Я рассказал(а) родителю, какая цель у нашей
встречи ?
-
Родитель понял, зачем я пригласил(а) к разговору?
-
О чем мне говорит интонация родителя? Он меня воспринимает, как партнера или человека, который в роли строгой
учительницы из прошлого
?
-если второе, то что я сделал(а),
чтобы
это изменить?
Что я мог бы (могла бы) предпринять?
-
О чем говорит мне моя интонация?
Как бы я описал(а) свое состояние?
2. Обсуждение договоренностей
-
Мне удалось объяснить важность решения проблемы ребёнка совместными усилиями?
-
Как вы бы описали готовность родителя помочь вам в решении вопроса?
-
Что я сделал(а), чтобы донести важность до родителя?
-
Что можно было бы сделать
еще?
3. Завершение
-
Мне удалось договориться/решить свой вопрос?
-
Насколько я уверен(а), что договоренности будут выполнены?
-
Почему я уверен/не уверен (а), что договоренности будут выполнены?
-
Что я мог бы (могла бы) сделать, чтобы убедиться, что наши договоренности будут выполнены?
-
Чтобы я сделал(а) по-другому (перед/в начале/в середине/ в конце диалога)?
«Как педагогу вовлечь
родителей в учебу?»- это вопрос, беспокоящий
педагогов по всему миру.
Родители обычно все время заняты,
постоянно работают. Иногда им
сложно найти время,
чтобы сходить на собрание
или отвести ребенка в школу — не то что активно участвовать в жизни класса.
Как в таком случае вовлекать их в учебу? Хизер Вольперт-Гаврон, учительница английского языка средней
школы Лос- Анджелеса, предлагает «8 способов
вовлечь родителей в учебный процесс»,
которые педагог может использовать как в классе, так и на удаленке.
Самым первым способом обозначена
Похвала. Звоните родителям не только
для того, чтобы рассказать
o выключенной камере
на онлайн- уроке или несделанном домашнем задании. Сообщайте им и об успехах ребенка,
какими бы незначительными они ни были. Подчеркивайте сильные стороны ученика, хвалите его. Родители должны видеть в вас союзника,
а не противника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий