вторник, 17 августа 2021 г.

Поговорим о работе с родителями... Малый педсовет для коллег

 



Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Тему этой публикации можно охарактеризовать одной фразой с двумя значениями: ”Между молотом и наковальней”. Так говорят о ситуации, к  выходу из которой ведут два пути и оба  не самые простые. А вот второе значение эта фраза принимает, когда узнаешь, что на телевидении есть одноименная передача, где в жёстких временных рамках и почти полевых условиях кузнецу нужно выковать из заготовки практически шедевр кузнечного дела. Итак, тема выступления, охарактеризованная таким образом- Работа с родителями.

Сейчас актуально говорить о личных границах   и их нарушениях. Именно с выстраивания личных границ и следует начать работу с родителями. Как это не звучит смешно, но многие взрослые люди даже не догадываются о том, что нельзя звонить учителю в районе полуночи  с целью уточнить: «Какие именно шишки для поделки нужны?». Или эти же взрослые могут искренне полагать, что звонить нельзя, а писать в мессенджерах- можно. Всего этого можно избежать, если при первом знакомстве предоставить максимально исчерпывающую информацию о себе, о школе и ее требованиях (причем, буквально поурочно), о правилах поведения в школе. Не лишним будет предоставить информацию о правах и обязанностях, как ребенка, так и родителей. При предоставлении этих моментов, причем с указанием их юридического закрепления в документах, есть родители, которые искренне удивлены, что у них и у ребенка, помимо прав, есть еще и обязанности.




(При подготовке материалов руководствовались следующими документами:
Конституцией РФ
Законом РФ «Об образовании»
Типовым положением об общеобразовательном учреждении
Трудовой кодекс РФ
Семейный кодекс РФ)

Возникает логичный вопрос: нужно ли эту информацию проговаривать или нужно дать в виде распечатанного текста? В этом случае рекомендуется проговорить информацию, практически дублируя те записи, которые вы предоставите родителям в напечатанном виде. Это нужно для того, чтобы родитель мог обратиться к данному тексту, вспомнить речь учителя.  Естественно, после подобной работы, необходимо ответить на обязательно возникающие вопросы.

Однако, если в условиях короновирусной инфекции и ограничительных мер нет возможности провести полноценное родительское собрание, то, пользуясь современными технологиями, можно найти выход. Например, такой, как этот интерактивный информационный лист:

 


 





Таким образом, можно ознакомить родителей с выдержками из устава школы, с рекомендациями по использованию телефонов на уроках, с расписанием работы служб школы и т.д. Наполнение листовки каждый подбирает под себя.

Кроме подобных листовок, никто не отменял и старые добрые протоколы, которые, зачастую являются палочками- выручалочками в работе с конфликтными родителями. Поэтому, в этом случае, мы уходим от технологического прорыва, и снова ведем печатный протокол с возможностью его подписи. Одними из самых удачных являются следующие варианты:

Перед нами типичная форма, позволяющая собрать и хранить контактные данные родителей.



Данная форма позволяет протоколировать встречи с родителями. Для учителя она является прямым подтверждением проводимой работы с родителями.

 


Следующая форма позволяет отразить то, что была или не была проведена информационная работа с родителями, а также показывает способ коммуникации и позволяет отметить результат и причину.

В случае выявления «сложного» ребенка, работа с родителями которого должна проводиться непрерывно и длительно, удобно пользоваться этой формой. Она предназначена для индивидуального анализа работы с семьей.

 


Этот протокол для меня стал своего рода находкой. Он позволяет отразить всю индивидуальную работу с конкретным ребенком, увидеть столкновение или согласование мнений родителей и учителя, зафиксировать этапы работы и их характеристики.



Итак, подобные протоколы являются демонстрацией того, что работа учителя с родителями ведется не на словах, а каждый шаг в них задокументирован и может выступить в роли адвоката, в случае конфликтной ситуации.

При этом следует заметить, что вопросы взаимодействия семьи и школы являются актуальными как для наших соотечественников, так и для зарубежных коллег. Предлагаю обратить внимание на находки, которые можно обнаружить в школах за рубежом.

-Опросы и анкеты для сбора первичной информации о родителях, детях, семьях. (Как и мы, коллеги по всему миру собирают информацию в начале учебного года. Вопрос сбора информации, пожалуй, больше всего тревожит наших родителей, потому что родители зарубежных школ осознают: информация о родителях собирается исключительно для обеспечения безопасности ребенка. Так, например, в американских щколах  номера телефонов родителей сразу вносятся в программу, которая оповещает семьи в случае чрезвычайных ситуаций.)

 ---Краткие информационные бюллетени-молнии. ( Подобные «молнии» мы также готовим, например, на тему «Профилактика гриппа»)

-Выпуск информационных бюллетеней для новичков (из опыта школ США) Для нас это необычная форма работы, хотя звучит она очень логично. Ведь когда в школу приходит новенький, так здорово, если у него в руках появится печатный путеводитель по школе, где будет наглядное знакомство с окружением, правилами и традициями класса. Этот путеводитель сможет рассмотреть дома и родитель. Так легко можно проложить мостик общения между школой и вновь прибывшими учениками.

-Родительская библиотека - рекомендации по чтению книг разной    направленности (художественная литература, литература по вопросам педагогики и психологии, детская литература). Сейчас проходит этап получения массового педобразования путем чтения постов в Инстаграм и других соцсетях. При этом чтение действительно важного и толкового, того, что может реально помочь и вооружить знаниями, остаётся за кадром. Вот почему создание такой библиотеки, пусть даже в информационном виде, очень важный момент в работе с родителями.

- Школьный календарь- справочник (из  опыта школ Канады) заслуживает отдельной характеристики. Он выдается всем родителям в начале учебного года, а освещены в нем следующие вопросы:

- расписание основных школьных событий, в которых приветствуется

участие родителей;

-     дни и часы консультации для родителей;

-    расписание работы столовой, медкабинета, библиотеки, приёмной, логопеда, школьного психолога с указанием координат для связи (телефон, почта и тд)

-     расписание плановых экскурсий;

-дни каникул;

-     - дни рождения одноклассников;

-правила школы в целом (выдержки из  устава, например, о форме) и правила класса.

Наличие такого календаря позволяет существенно сэкономить время учителям в течение всего года, а главное- позволяет родителям планировать свой график, принимая во    внимание общение со школой.

 

Однако, даже наличие такого мощного инструментария не дает 100% бесконфликтного общения с родителями. В этом случае, нелишним будет воспользоваться следующим психологическим инструментарием.

 

Во-первых, когда возникает любая непонятная ситуация с ребёнком, не спешите делать выводы об ученике.

Нельзя говорить: «Ваш  ребёнок ленится, отвлекается, ничего не  делает, решите  эту проблему».

Нужно обязательно проговорить с родителями: (Памятку о начале разговора хорошо бы хранить у себя в блокноте)

«Я не эксперт в жизни вашего ребёнка, я вижу его только в школе. Есть ряд проблем, которые меня    волнуют, и я бы хотела, чтобы мы с вами совместно нашли пути решения проблемы. Ребёнок часто  отвлекается, со своей стороны я могу пересадить его поближе, подобрать какое-то интересное индивидуальное занятие, а что бы вы могли сделать  дома, чтобы это положительно повлияло? Давайте порассуждаем. А что бы вы мне посоветовали конкретно для своего ребёнка ? Вы не против, если я дам вам рекомендацию?»

 

Диалог всегда должен вестись в здоровом профессиональном ключе. Забудьте об оценочных суждениях. Вы не воспитатель для родителя, и вы не имеете права поучать его. Но родитель обязательно вас услышит, если увидит в вас не «строгую учительницу из своего прошлого», а партнера. Все диалоги лучше записывать на диктофон, чтоб потом проанализировать себя.

 

Для анализа диалога с родителем удобно пользоваться следующей схемой:

Схема анализа диалогов

 

1.     Контекст (установление контакта)

-          Я рассказал(а) родителю, какая цель у нашей встречи ?

-    Родитель понял, зачем я пригласил(а) к разговору?

-      О чем мне говорит интонация родителя? Он меня воспринимает, как  партнера  или  человека,  который в роли строгой учительницы из прошлого ?

-если второе, то что я сделал(а),  чтобы  это изменить? Что я мог бы (могла бы) предпринять?

-          О чем говорит мне моя интонация? Как бы  я описал(а) свое состояние?

 

2.       Обсуждение договоренностей

-               Мне        удалось          объяснить           важность      решения проблемы ребёнка совместными усилиями?

-       Как вы бы описали готовность родителя помочь       вам в решении вопроса?

-          Что      я     сделал(а),   чтобы                донести         важность          до  родителя?

-    Что можно было бы сделать еще?

 

3.       Завершение

-    Мне удалось договориться/решить свой вопрос?

-      Насколько я уверен(а), что договоренности будут выполнены?

-     Почему я уверен/не уверен (а), что договоренности будут выполнены?

-     Что я мог бы (могла бы) сделать, чтобы убедиться, что наши договоренности будут выполнены?

-        Чтобы      я    сделал(а)         по-другому         (перед/в    начале/в середине/ в конце диалога)?

 

«Как педагогу вовлечь родителей в учебу?»- это вопрос, беспокоящий педагогов по всему миру.

Родители обычно все время заняты, постоянно работают. Иногда им сложно найти время, чтобы сходить на собрание или отвести ребенка    в школу — не то что активно участвовать в жизни класса. Как в таком случае вовлекать их в учебу? Хизер Вольперт-Гаврон, учительница английского языка средней школы Лос- Анджелеса, предлагает «8 способов вовлечь родителей в учебный процесс», которые педагог может использовать как в классе, так и на удаленке. Самым первым способом обозначена

 

Похвала. Звоните родителям не только для того, чтобы рассказать

o выключенной камере на онлайн- уроке или несделанном домашнем задании. Сообщайте им и об успехах ребенка, какими бы незначительными они ни были. Подчеркивайте сильные стороны ученика, хвалите его. Родители должны видеть в вас союзника, а не противника.

 

 

 

 

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий